Грустное путешествие, а не масштабная революция

Рецензия на комикс «Сквозь снег»

В этой статье речь пойдет о первоисточнике сериала «Сквозь снег» - французском графическом романа Le Transperceneige (в английском варианте Snowpiercer).

Рецензия на комикс Сквозь снег

17 мая 2020 года на TNT стартовал сериал «Сквозь снег» — новая адаптация французского графического романа Le Transperceneige (в английском варианте Snowpiercer). Оригинальный комикс, созданный сценаристом Жаком Лоба и художником Жана-Марком Рошетта был опубликован в 1982 году. Именно на нем и будет сосредоточена статья, так как продолжения вышли намного позже и без участия Жака Лоба, который умер в 1990 году.

Работа 1982 года имела вполне четкую концовку и не нуждалась в продолжении. Но в 1999 году история получила новое развитие. Другой поезд, другие персонажи, упоминания прошлых событий и новый сценарист в лице Бенжамина Леграна. Под его авторством вышло два тома The Explorers и The Crossing (на английском они вместе вошли во второй том).

На волне популярности экранизации 2013 было решено выпустить четвертый и финальный том. Он вышел в 2015 и получил название Terminus. Написал его Оливер Бок, а за художественную часть отвечал бессменный Жан-Марк Рошетт. Но даже это не поставило финальную точку в эксплуатации вселенной. В производство запущенно 3 комикс-приквела, один из которых уже увидел свет. В них подробно раскроются события до катастрофы, первые дни катастрофы и события, которые происходят уже какое-то время спустя. Однако, обратимся к самому оригинальному произведению.

Рецензия на комикс Сквозь снег

Глобальная катастрофа, вечная зима и постоянно движущийся поезд с остатками населения, распределенного от нищеты до элиты, легли в основу сюжета произведения. Только первый том представляет из себя совсем не историю о революции, какую многие увидели в фильме. Это трагичный и неспешный путь из одного конца в другой мужчины по имени Пролофф, которому удалось сбежать из того ада, что происходил в хвосте поезда.

Его история начинается с того, что он попадается охранникам, которые его изолируют. Не успевает он заскучать в уединениии, как к нему приходит женщина по имени Аделайн — представительница движения за перемещение людей из хвоста в лучшие условия. Она заинтересовалась пойманным, и, несмотря на запреты, проникла к нему. В итоге их обоих превращают в пленников. Некоторое время спустя высшее руководство проявляет интерес к заключенным. И именно так начинается путешествие этой пары через весь состав.

Рецензия на комикс Сквозь снег

Герои проходят вагон за вагоном, становясь свидетелями того, как же все связано и функционирует в этом новом мире. Они встречают разных людей, видят, что же получает элита, пока бедные помирают в хвосте. Алкоголь, женщины и целая библиотека. Все это должно соблазнить Пролоффа, но цена за такое будущее не приходится ему по вкусу, что дает начало конфликту. Жаль, что происходит это ближе к концу истории.

Сюжетом сложно восхищаться после экранизации. Конечно, везде есть свои условности, но оригинальный комикс слишком прост, а под конец даже немного глуповат. Здесь даже нашла место романтическая линия, но она довольно криво прописана, так как в одной из сцен герой просто забывает о своей спутнице и прибегает к услугам местных распутных дам. Как-то не получается сопереживать такому роману.

Причина заинтересованности руководства в пленниках понятна, но с раскрытием этой информации очень долго тянут, словно думают, что таким поворотом кого-то удивят. Хорошо, что финал получается логичным, хотя подводят к нему через очень идиотскую сцену.

Но стоит отметить из положительного, что в комиксе чуть больше уделено внимания начальным событиям. В диалогах размышляют о причинах катастрофы, герой рассказывает немного об ужасах, происходивших последних вагонах. Например, о невозможности побыть одному, каннибализме, самоубийствах и страшной бойне, которую в первые месяцы устроили солдаты, навсегда похоронив надежду на лучшее для низших слоев. Этому уделено мало внимания, но об этом не забывают.

Рецензия на комикс Сквозь снег

Главной неожиданностью при прочтении комикса становится то, что авторы не слишком креативно подходят к изображению различных вагонов. Интерьеры выглядят очень скупо, а ведь это прежде всего графический роман. Например, сельскохозяйственный вагон в комиксе представлен постоянными крупными планами персонажей, а растения как-то фоном торчат. Какого-то особого представления об этом отделении не складывается. Можно было бы, к примеру, нарисовать разворот, демонстрирующий, как и что выращивается в нем. Но читателя оставляют без подробностей. И так почти с каждым новым вагоном. Что место, где искусственно производят мясо, что вагон, состоящий из культистов, молящихся великому локомотиву. В поезде есть даже кинотеатр, демонстрирующий «Касабланку» и «Звездные войны», но и его показывают мельком.

Внутренности поезда вызывают клаустрофобию. Герой перемещаются по очень узким коридорам, где толком и смотреть то не на что. Даже на умерший мир за окном не дают толком посмотреть, ведь это довольно интересно. Не совсем понятное решение создателей. Если вы делаете фантастическое произведение с такой необычной идеей, то почему не оторваться на полную катушку?

Рецензия на комикс Сквозь снег

Стоит отметить, что сам по себе рисунок неплох. Лица персонажей не похожи друг на друга, а этим грешат многие известные художники-графисты. Хотя и ощущается нехватка динамики на панелях. Так как эта история почти полностью состоит из диалогов, то статика преобладает. Пара эпизодов с использованием огнестрела впечатления не производят.

В итоге это произведение стало хорошим фундаментом для замечательного фильма, а потом и для сериала, но само по себе оно представляет из себя простоватую антиутопию, обладающую не самыми выразительными персонажами и небогатым на интересные детали рисунком.

РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ >>